Человек и человечество -- Дмитрий Ватуля

Когда мы начинаем рассматривать нашу веру как нечто статичное и неизменное, мы на самом деле теряем ее, лишая Бога права менять ее по Его воле. Иными словами, когда мы начинаем говорить «так и никак иначе», мы абсолютизируем наши представления в некую «вселенскую» концепцию, говоря, что так, как у нас, должно быть у всех. Таким образом, мы истину Божью заменяем нашими представлениями о ней, Бога заменяем Его образом, который мы для себя сформировали. Говоря о Боге, мы вытесняем Его из жизни, не оставляя Ему права для изменений в наших представлениях. Мы хотим, чтобы менялась наша жизнь, наше бытие, но не хотим, чтобы менялись наши представления и мнения о вере, о Боге, об истине, потому что наши представления мы перевели в статус абсолютной истины. Отсюда рождаются слова, обращенные к другим: «Ты должен быть таким и таким, ты должен выглядеть так-то и так-то, ты должен думать так-то и так-то, ты должен покаяться в том-то и том-то». Что это, как не то, что мы других заставляем быть такими, как хочется и видится нам. Это значит забыть о вещах хоть сколько значимых и все свое время тратить на бесконечные разговоры о никому не нужных мелочах. Причесав всех под нашу гребенку, мы думаем, что вершим Божью волю, делаем дело Ему угодное, но на самом деле мы не решили ни одной проблемы, а только добавили другим головной боли плюс к той, которой у них и так уже в достатке. На мой взгляд, нельзя относиться к людям, которые рядом с тобой, с таким техническим подходом. Нужно всегда помнить, что то, что мне кажется истинным, может таковым не казаться другому человеку или Богу. Нельзя выдавать традицию за конечную истину, какой бы хорошей эта традиция нам не казалась.

Но все же, о главном. Кем я, как христианин, должен быть? Заметьте, не каким я должен быть, а кем! Действие вторично, существо - первично. Хотя существо невозможно понять в отрыве от его действий. Каждый основывает свою жизнь на каком-то одном определяющем принципе, на одном ключевом мотиве, представлении, истине, которая является организующим элементом. Если сейчас спросить каждого в этой аудитории о таком принципе, то мы выясним, что сколько людей, столько этих принципов и существует: одни основанием своей жизни ставят работу духа святого, другие - Библию, третьи - традицию и т.д. Однако, есть нечто выше всего этого, что должно всегда быть основанием нашей жизни, то, без чего вера умирает и теряет весь свой смысл, и об этом мне хотелось бы сегодня с вами поговорить. Обратимся к одному из ключевых текстов богословских рассуждений апостола Павла, находящемуся в послании к Римлянам 5:12-21. У нас сегодня нет достаточно времени, чтобы детально разобраться в этом сложном тексте, поэтому мы выделим всего лишь несколько его основных тезисов и попробуем в них разобраться. Итак, Римлянам 5:12-21:

12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. 13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. 14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. 15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. 16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений. 17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. 18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. 19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. 20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, 21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим

Адекватно этот текст можно понять только в свете стихов 1-11 этой главы. Из этих стихов становится ясным, что некогда мы были немощными, грешными, нечестивыми, врагами Богу, на которых распространялся приговор Божий. Но осуществление этого приговора совершенно не соответствует нашему ожиданию. Мы, как враги Божии, принимаем Его милость благодаря тому, что проклятье этого приговора легло только лишь на одного человека из всех нас - на Иисуса Христа. Именно благодаря приговору Божьему мы получаем любовь, милость, оправдание. Иисус умер за грехи людские, и те, кто ныне разделяют его смерть на кресте, которые верят в нее как в свою смерть, должны разделить и его жизнь, его воскресение. Приговор Божий - оправдание нечестивого, для которого нет надежды. Мы можем испытать действительность оправдывающего приговора Божья только в случае, когда мы осознаем свою собственную греховность и оставленность. Истина этих стихов состоит в том, что мы оправданы, будучи грешными. В этом и состоит приговор Божий.

Далее же, в стихах 12-21 Павел устанавливает отношение прошлого верующего человека с его настоящим состоянием, когда он оправдан. Адам - прошлое - есть отношение одного человека и всех людей. Христос - настоящее - есть отношение многих людей в одном человеке. Параллель очевидна, хотя две линии этот параллели никогда не пересекутся. Адам стоит по одну сторону, Христос - по другую, но они все же параллельны.

I Наше отношение с Адамом - прообраз (прошлое).

Во-первых, Павел устанавливает, что все люди связаны с Адамом - первым человеком. Павел описывает всех людей как детей и сонаследников Адама. Адам был тем, посредством которого грех, а следом и смерть, вошел в мир, то есть во всех людей. Мы рождены в этом родстве с Адамом, будучи прямым его следствием. Адам символизирует каждого из нас, как мы есть. Он - собирательный образ человека, обобщенный человек, которым является каждый из нас. Это выражено в одном словосочетании «… потому что все согрешили». Это - прошлое, из которого мы все пришли, «… мы были совершенно не в состоянии достичь истины Иисуса Христа, но находились в определенном (как раз негативном) отношении к Его спасающей силе» (Барт). Сущность нашего родства и связи с Адамом - это смерть, которая господствует над каждым, потому что каждый согрешил. Состояние потерянности - вот статус Адама.

Но далее сказана странная вещь: Адам есть прообраз будущего, то есть Иисуса Христа. Это слово означает видимую отметку, оставленную каким-либо объектом. Она оставлена для того, чтобы указывать на будущее. Она лишь тип, образ, указывающий на оригинал (BAGD, Rienecker). То есть, Адама есть отдаленный образ Христа, тип, который должен указывать на будущего, на Иисуса. Так каково же подобие этих двух, если они полностью противоположны? Дело не в подобии характеров и действий. Эффект схож. «Другими словами, отношения между всеми нами тогда, в прошлом, соответствуют отношениям между Христом и всеми нами ныне, в настоящем … Христос умер за нас, потому что мы до сих пор жили в неискупленном прошлом с Адамом. Вследствие этого даже в прошлом мы не были полностью оставлены и потеряны. Вследствие этого мы можем ныне оглянуться на прошлое с хорошим настроением и имеем возможность «тем более» торжествовать в нашем настоящем и будущем, которое этим открывается» (Барт).

II Наше отношение со Христом - оригинал (настоящее).

Наша жизнь и отношение в Адаме есть по типу схожее с нашей жизнью и отношениями теперь, во Христе. Мы все соотносимся с Адамом в преемственности от него греха и смерти, и это нам ясно. По такой аналогии нам нужно рассматривать нашу преемственность от Христа. То есть, «Когда мы оглядываемся назад, мы должны и можем увидеть принципы устроения Царства Христа даже в принципах устроения мира Адама … Между нашим прошлым существованием вне Христа и нынешним в Нем наличествует природная связь. Правильно осознав наше прошлое существование вне Христа, мы уже тайно, скрыто, но реально существуем в Нем» (Барт). И нужно понять прежде всего то, что наше существование во Христе есть оригинал, то, как и должно быть, а наше существование в Адаме, предшествовавшее оному во Христе, есть только лишь образ, тип, смутное напоминание. Мы часто думаем, что в Адаме есть наша подлинная жизнь, которой нам нужно избежать, удалившись в совершенно иное существование во Христе. Но это не совсем так. Наша истинная природа и наше подлинное существование только лишь во Христе, а Адам и его существование лишь подобие. В этом суть утверждений Павла в этой главе.

Начиная со стиха 15 мы читаем, как Павел противопоставляет Адама и Христа в параллельных конструкциях, но аналогия между двумя - та же самая. Стих 15 ярко выражает это: Фраза: «Грехом одного многие умерли» Параллельно противопоставлена фразе: «…дар по благодати этого одного Человека … во многих преизобиловали» Стихи 16-19 продолжают это параллельное противопоставление.

В стихах же 20-21 мы читаем о противопоставлении Закона и благодати. Закон был дан людям в Адаме, и таким образом умножился грех как нарушение Закона, а вместе с ним и смерть стала преизобиловать и царствовать в тех, кто в Адаме. Это наше прошлое. Благодать же, которая есть синоним жизни, дана тем, которые во Христе.

III О прошлом.

Как же мы сами оцениваем наше прошлое. Текст, о котором мы сегодня говорим, характеризует наше прошлое как существование в Адаме. А это означает, что каждый человек, каким бы он ни был, лишь повторяет жизнь Адама с его грехом, смертью, осуждением и проклятием. И для нас, как для христиан, как мы думаем, прошлое наполнено лишь негативным, отрицательным смыслом и до сих пор внушает нам печаль, мы хотели бы его забыть. Но почему, интересно, тогда Писание говорит нам, чтобы мы постоянно и всегда помнили о своем прошлом хотя бы тем, что непрестанно напоминает нам о нем, как например, в Еф.2:11? Такое впечатление, что авторы Библии против того, чтобы мы забывали наше существование в Адаме, наше прошлое. Почему?

Каким бы плохим и проклятым ни было наше прошлое, нам никогда не нужно забывать о нем по одной очень важной причине. Это темное, мрачное время содержит момент смерти Иисуса Христа. Если бы не было проклятого существования в Адаме, не было бы благословенной жизни во Христе. Наше прошлое очень мрачное, и само по себе оно теряет свой смысл. Но оно наполняется значением, когда мы признаем, что именно в то мрачное время за нас умер Иисус, в которого мы верим. Там Иисус умер за наши грехи. Место смерти за грех должно быть мрачным. Но тем светлее наше настоящее и будущее, ведь контраст, как известно, многократно усиливает яркость.

Мы не имеем права отказываться от своего прошлого, мы должны его по-своему ценить как то время, когда произошло событие смерти Сына Божья за наши грехи. «Адам, следовательно, может быть понят лишь в свете Христа, а не каким-либо опосредованным путем» (Барт). Наше прошлое мы можем и должны понять только в свете нашего нынешнего положения, когда мы верим во Христа и живем его жизнью. Адам - прошлое, Христос - настоящее; прошлое обретает значимость только в свете настоящего.

IV О человечности.

Это последний этап нашего нынешнего краткого рассуждения. Что все вышесказанное сегодня означает для нас?

Адам - человек, а Христос - Человек. Именно так. Глядя на Христа, нам всегда бы нужно помнить, как Он сам себя часто называл - Сыном Человеческим. Да, Христос был в полноте человеком, и Адам является только лишь образом, подобием человека, тогда как настоящим Человеком является только лишь Иисус. И наш текст на это также намекает, например, в стихе 15, где Иисус так и назван - «Человек». Быть христианином, подобным Христу значит быть в полноте человеком. Нам не нужно чуждаться человечности и стремиться стать божественными. Нам нужно быть людьми в полном смысле слова «Человек». Христос - оригинал человека и человечности, Адам - лишь подобие. В Адаме мы - лишь подобие человека, а во Христе у нас есть возможность стать реальными людьми, похожими на Человека Христа Иисуса.

Основой нашей жизни должен стать Человек Иисус, который умирает за нас в нашем прошлом, воскресает в нас сегодня и будет нашей славой в будущем. Быть похожим на Христа значит быть в полноте Человеком, стремиться быть похожими на Его человечность, о которой мы читаем на страницах Евангелия. В Евангелии Он кажется чрезвычайно и удивительно человечным. Основа меня как человека - человечность Иисуса.*

* Еще раз выражаю свою признательность Карлу Барту за его работу «Христос и Адам»